Организаторы приправляют правду фантастическими обещаниями, чтобы заработать на доверчивых должниках. Никаких секретных государственных программ, по которым можно без последствий списать долги по кредитам или займам, не существует. Единственный способ полностью избавиться от долгов — объявить себя банкротом. Это можно сделать в упрощенном порядке или через суд. Но в любом случае банкротство — это не просто способ избавиться от кредитов, которые не хочется платить, а крайняя мера с довольно неприятными последствиями.
В ходе процедуры банкротства у заемщика могут забрать и распродать в счет долга почти все имущество — не тронут только единственное жилье и предметы первой необходимости. Если вы надеетесь избавиться от долга по ипотечному кредиту, учтите, что заложенные дом или квартиру банк вправе забрать и продать, даже когда другого жилья у вас нет.
Кредитная история вовсе не обнулится — она очень сильно ухудшится, получить новые кредиты еще долгое время будет практически невозможно. Деловая репутация банкрота тоже испортится — в некоторых случаях могут возникать сложности с трудоустройством.
Решение о банкротстве нужно принимать обдуманно, только когда вы оцените все его плюсы и минусы. И соглашаться стоит, лишь когда других способов рассчитаться с кредиторами нет.
Если вам гарантируют, что вы спишете долги без всяких потерь, – это обман. Такие обещания раздают как недобросовестные юристы, так и просто мошенники.
Юристы могут предлагать легальные, но, по сути, бесполезные услуги. Например, дают платные консультации, которые никак не меняют ситуацию с долгом. Либо берут большие деньги за то, что вы можете сделать самостоятельно и без затрат, например обещают договориться с банком о реструктуризации долга или составить заявление о банкротстве.
Мошенники, скорее всего, просто исчезнут, как только получат полную предоплату своих мифических услуг. Чтобы попытаться вернуть деньги, придется обращаться в полицию, прокуратуру, суд.
Аферисты часто сами выходят на должников — находят их контакты в открытых источниках или слитых базах данных. Чтобы придать вес своим словам, они ловко оперируют терминами, ссылаются на настоящие законы или несуществующие государственные программы в расчете на то, что никто не станет проверять информацию.
Обманщики втираются в доверие, придумывая себе солидные названия вроде «комитетов», «ассоциаций». Они создают иллюзию, что их услуги эксклюзивны и эффективны, могут сообщить, что работают «при содействии» каких-либо ведомств. На самом деле Банк России и другие государственные органы, ассоциации банков или страховщиков не заключают подобных соглашений с отдельными юрфирмами.