
Чем опасен обман от мошенников – лже-операторов
В случае таких схем «развода» мошенники могут пытаться получить доступ к двум вашим личным аккаунтам.
Первый – аккаунт на Госуслугах. Если обманщики получат доступ в ваш профиль, возможна не только утечка ваших персональных данных, но и попытки оформления кредитов на ваше имя. А также другие махинации, от которых будет трудно защититься.
Второй – ваш аккаунт у мобильного оператора. На первый взгляд, ничего страшного. Но на самом деле, это может дать доступ не только к вашему счёту, но и к возможности «перехватывать» приходящие вам SMS-сообщения. Например, с кодами для восстановления доступа к вашим банковским и другим аккаунтам. Ещё один риск – возможность входа в ваши социальные сети и мессенджеры, где вы зарегистрированы по этому номеру. А дальше мошенники могут попробовать «сыграть на доверии» и обманывать ваших друзей и близких от вашего лица.
Ещё один риск – попытки уговорить вас пополнить счёт вашего мобильного телефона. Для этого вам могут прислать «специальную» ссылку, которая будет фишинговой. В лучшем случае, вы просто потеряете деньги, даже если это небольшая сумма. Худший исход – сайт украдёт данные вашей банковской карты, и с неё начнут списывать средства.
Как защититься от подобных звонков мошенников?
Помните главное правило: договор на оказание услуг мобильной связи продлевать или переподписывать не нужно! В договорах с мобильными операторами нет срока пользования номером. Поэтому такие требования мошенников просто бессмысленны. Если вам звонят с такой просьбой, можете сразу класть трубку.
Если вы всё равно не уверены в том, что ничего делать не нужно – свяжитесь с поддержкой вашего оператора самостоятельно. Заодно во время разговора можно передать номер мошенников, чтобы его внесли в список вредоносных.
Дополнительно можно сообщить о попытке обмана тому оператору, которому принадлежит номер звонивших вам обманщиков. Узнать, с каким оператором связаться, легко: просто наберите этот номер в интернет-поиске (без кода +7) и добавьте «какой оператор».
У абонентов Газпромбанк Мобайл есть возможность получить дополнительную защиту от подобных звонков и даже не общаться с мошенниками. Подключите бесплатную опцию «Антиспам» в нашем приложении. После этого вы будете получать уведомления о вредоносных звонках прямо во время, пока идёт вызов. Можно просто не брать трубку! Также для наших абонентов действует многоуровневая система защиты «Цифровой иммунитет», поэтому о многих попытках спамеров дозвониться вам вы даже не узнаете.
В каких случаях требуется подтверждение данных у оператора?
Такой вариант всё-таки возможен, но он не связан с необходимостью продлевать договор.
Всё проще: если вы сменили паспорт, в соответствии с действующим законодательством, вам нужно передать новые паспортные данные оператору самостоятельно. Поэтому, если вы недавно достигли возраста смены паспорта, меняли фамилию или обновляли паспорт по другим причинам, – такой запрос может быть вполне реальным. Но он будет выглядеть иначе, чем у мошенников:
- Сотрудники мобильного оператора не обязательно будут звонить вам с такой просьбой. Скорее всего, вы получите уведомление по SMS или в своём приложении. Даже если до вас не дозвонились – информация будет передана другим способом связи.
- В случае, если оператор позвонил вам – он не будет запрашивать никакие коды и персональные данные во время разговора.
- Будет обозначен срок, до которого необходимо передать новую информацию.
- Как правило, передача новых персональных данных происходит в офисе, при личном визите, а не дистанционно. У некоторых операторов можно сделать это через «Госуслуги», но эта функция будет реализована более прозрачно и понятно для вас.
- Напоминаем, что если такой запрос вызвал у вас сомнения, вы можете проконсультироваться в поддержке вашего оператора.
Что делать, если ваш номер оформлен на другого человека?
Такое бывает нередко. Например, вы забыли паспорт, но с вами – ваш родственник или друг, и он оформляет сим-карту на себя. Также родители могут оформлять сим-карты своих детей на своё имя. Раньше оформить сим-карту можно было только с 18 лет. Сейчас сим-карту почти у всех операторов можно оформить с 14 лет, но возможность подключения ряда услуг (например, обещанные платежи и переводы со счёта номера телефона) будет ограничена. Конечно, мобильные телефоны есть и у детей младше 14 – поэтому помощь родителей по-прежнему бывает нужна. Затем ребёнок вырастает, у него появляется возможность оформить номер на себя, но никто об этом не заботится – ведь очевидной необходимости нет.
Кстати, известны случаи мошенничества, которые могут даже выглядеть как попытки вам помочь! И они будут связаны с тем, что номер оформлен не на вас. Например, вам предлагают купить симку с очень выгодным и дешёвым, «архивным» или «эксклюзивным» тарифом, просто она будет оформлена на другого человека. В таких случаях вы можете в будущем потерять возможность пользоваться мобильным телефоном! И такая экономия (времени или денег) принесёт ощутимые проблемы.
Если по вашему номеру потребовалось подтверждение данных, а владелец – не вы, то делать это нужно самому владельцу номера. В Газпромбанк Мобайл для этого нужно посетить наш офис. Лучше всего сменить владельца номера на фактического, но для этого также нужно посетить офис – обоим владельцам (номинальному и фактическому). Процедура не займёт много времени, зато обезопасит вас от неприятных ситуаций. Она пригодится и тогда, когда вы захотите перенести свой номер к другому оператору, ведь сделать это может только тот, кто указан в договоре.
Как быть, если у вас нет связи с номинальным владельцем номера? Такие ситуации решаются индивидуально, но вполне возможно, что проблему без участия владельца решить не получится. Именно поэтому лучше быть уверенным, что ваш номер оформлен на вас!
Остерегайтесь мошенников, а чтобы не переживать о возможных проблемах с номером – задавайте вопросы поддержке вашего мобильного оператора. Это несложно, но всегда гарантирует вашу безопасность и осведомлённость!